Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин встретился с членами бюро правления РСПП

Стенограмма начала встречи:

В.В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!

Вы знаете, вчера состоялся отчёт Правительства перед депутатами Государственной Думы. Речь шла не только о результатах работы Правительства, собственно говоря, нашей общей работы, поскольку Правительство организует, только организует социальную сферу, экономику, а исполнители прежде всего в реальном секторе. Организаторы побед здесь как раз напротив меня сидят, так что это, по сути, в значительной степени был отчёт о нашей совместной работе. Речь шла не только об итогах того, что было сделано за год, но и о некоторых перспективах.

Сейчас нам нужно совместно решать задачи развития, качественного изменения структуры российской экономики. Мы постоянно говорим о модернизации – абсолютно правильный тезис, но она, эта модернизация, должна привести к структурным изменениям в экономике, нужно поддержать устойчивые темпы роста.

Нам удалось с вами сейчас восстановить две трети от докризисного уровня ВВП. Поэтому сказать, что мы совсем уже вышли из кризиса, конечно, нельзя. Мы находимся на этапе устойчивого восстановления, но, конечно, когда мы на 100% восстановим докризисный уровень ВВП, тогда можно будет сказать, что кризис преодолен. Пока этого не произошло. Ещё одна треть впереди, и её нужно наверстать, потом нужно сохранить набранные темпы на будущее.

У нас намечены большие планы по реализации крупных проектов – в промышленности, инфраструктуре, сфере высоких технологий. Запускаем серьёзные программы в области профессионального образования, здравоохранения, культуры.

На что хотел бы сегодня, в ходе нашей встречи, обратить внимание, уважаемые коллеги? Наша цель – вдвое увеличить производительность труда. За прошлый год она у нас выросла на 3,1%. Этого явно недостаточно, и нужно эти темпы наращивать, хотя, скажем, в 2009 году рост производительности труда был меньше.

Ясно, что одними экстенсивными способами добиться результата двукратного увеличения производительности труда невозможно. Нужно модернизировать производство, нужно переходить к новым технологиям, нужно заниматься обучением персонала. Надо менять качество, саму структуру рынка труда, создавать современные, высокотехнологичные и хорошо оплачиваемые рабочие места, повышать квалификацию, уровень образования сотрудников. Отмечу, что на профессиональное переобучение граждан в рамках региональных программ по стабилизации рынка труда государство в текущем году выделяет порядка 2 млрд рублей, из них более 800 млн рублей – обращаю ваше внимание – получат предприятия, проводящие модернизацию производства.

Мы также намерены адаптировать систему профобразования в соответствии с потребностями рынка труда — мы с вами на этот счёт очень много уже говорили, постоянно возвращаемся к этой теме, в этом и государство заинтересовано, и граждане заинтересованы и, конечно, заинтер
3d07
есован бизнес.

С помощью стипендий и грантов мы будем поддерживать стажировки, поддерживать систему переобучения.

Важнейшие вопросы – это, конечно, охрана труда, условия и охрана труда. И мы с вами понимаем, что на этом нельзя экономить. Хочу ещё раз обратить ваше внимание на это обстоятельство. И здесь мы намерены определить обязательный перечень мероприятий по охране труда, который должны финансировать предприниматели, а также ввести новую систему признания рабочего места вредным. Вы знаете, я, когда прошлым летом ездил по трассе «Амур» на известной «Ладе-Калине», с рабочими встречался. Один из них вообще без претензий (что мне понравилось, что на меня произвело впечатление, честно говоря, без всяких претензий – ни к бизнесу, ни к администрациям), так как-то в рабочем режиме, спокойно говорит: «Вот я на дробилке этой работаю, гравий там дробят, только в маске можно работать, а это рабочее место не считается вредным. Но это несправедливо, понимаете?» А когда люди сталкиваются с несправедливостью, они и работают соответствующим образом, и отдача от них другая. Поэтому, что касается охраны труда, все здесь сидящие прекрасно понимают: если происходит сбой, потом приходится вкладывать намного больше денег, чем можно было бы это сделать в ходе текущей работы. Поэтому лучше всё делать своевременно, выработать соответствующие стандарты и этим стандартам следовать. Мы будем привлекать к данной работе и независимые экспертные организации.

Другая важная тема. Сейчас все говорят о большой трагедии, которая произошла в Японии на «Фукусиме-1». И конечно, и у нас эксперты задумываются над необходимостью новых, современных экологических и природных стандартов. Эти стандарты у нас серьёзно отличаются от многих развитых экономик, и вы наверняка это знаете. Но и нам, конечно, нужно двигаться в эту сторону.

Я прекрасно понимаю и отдаю себе отчёт в том, что уровень развития производительных сил, технологии и у нас, и в так называемых развитых экономиках разные. И поэтому в одночасье, за одну секунду мы там всё не переоборудуем, не переоснастим – это требует огромных капиталовложений, но (и вы, думаю, со мной согласитесь) если мы не будем ставить перед собой определённых целей, то и движения не будет никакого. Нужно всё-таки эти стандарты вырабатывать, их подтверждать в соответствующих документах на государственном уровне. Они должны быть в качестве ориентира – нужно понимать, куда мы идём. Это не только улучшит экологическую ситуацию и будет защищать природу, но это создаст в данном случае необходимые административные стимулы для переоборудования и переоснащения производств.

Ёще раз обращаю ваше внимание на то, что мы не собираемся действовать механически и резко изменять эти стандарты, не сообразуясь с реалиями жизни, в которых мы живём. И считаю, что соответствующие правительственные ведомства при выработке этих решений, конечно, должны быть в тесном контакте с представителями бизнеса и, в том числе, с его руководящим ядром – с РСПП. И, Александр Николаевич (А.Н.Шохин – президент РСПП), очень надеюсь не только на вас лично, коллег, которые здесь представлены, а на то, что вы представите нам для совместной работы, и экспертов, которым вы доверяете. Это очень тонкий вопрос и очень важный для общества и природы, общества и бизнеса, экономики. Мы в этом смысле готовы с вами работать очень плотно.

Вы знаете, сколько мы внимания уделяем разбюрокрачиванию процессов, которые происходят в сфере экономики. Я сейчас не буду всё перечислять, но скажу только, что продолжается работа над основами национальной контрактной системы, которая будет ориентирована на надёжного, добросовестного поставщика. Это имеет отношение к либеральному допуску всех наших компаний к государственным закупкам, снятию различных административных барьеров. Да и в целом, наша стратегическая линия заключаются в том, что государство должно постепенно снижать своё прямое участие в экономике, дать возможности для проявления инициатив со стороны частного бизнеса, освобождая пространство для частной инициативы.

Также считаем, что бизнес должен более активно участвовать в процессе подготовки важнейших законодательных актов. Я вчера, выступая в Госдуме, вспоминал о том, как идёт работа в рамках Трёхсторонней комиссии. Действительно, она у нас продолжается не только в ежемесячном или в еженедельном режиме, а подчас даже в ежедневном. Здесь работодатели, профсоюзы и представители Правительства работают постоянно в тесном контакте. Я очень рассчитываю на то, что такая работа будет продолжаться и дальше.

Считаю также целесообразным проработать вопрос о полноформатном подключении организаций бизнеса к обсуждению технических регламентов в рамках Таможенного союза и единого экономического пространства. Собственно говоря, всё, что мы делаем в сфере интеграции на постсоветском пространстве, нацелено на то, чтобы принести максимальный положительный эффект для граждан, для наших стран, для бизнес-сообществ. Но мы с вами понимаем, как позитивно сказываются интеграционные тенденции на создании большого единого общего рынка, где свободно передвигаются товары, услуги, капиталы и люди.

Мы в рамках нашего Таможенного союза, единого экономического пространства, по сути, создаём общий рынок с такими либеральными нормами регулирования. И рынок расширяется: это уже не 143 млн человек, это уже 170 млн человек. И ликвидируются барьеры, связанные с передвижением товаров, услуг и капиталов. Для эффективного бизнеса это – безусловное преимущество. Хочу подчеркнуть: для эффективного — снятие границ это всегда большой плюс. Конечно, это будет создавать условия дополнительной конкуренции, но она, как известно, в современной экономике – двигатель прогресса.

В заключение ещё одна крайне важная тема. Знаю, что бизнес ждёт решения о снижении ставок по страховым взносам, в целом фискального бремени. И должен сразу сказать: мы, безусловно, с этим согласны. И вчера говорил и сейчас хочу повторить: повышение налогов – дело нехитрое, но мы понимаем все последствия, которые с этим связаны. Также понятно, что без налогов государство существовать не может, не может выполнять свои обязательства по обеспечению правопорядка, безопасности, социальной сферы, но это должно быть всё сбалансировано.

Мы сейчас практически в ежедневном режиме, без всякого преувеличения – в ежедневном режиме, обсуждаем различные пути, связанные с возможностью снижения фискальной нагрузки. Кстати говоря, она у нас, если взять в среднем, пониже, чем во многих так называемых развитых экономиках. Но, имея в виду, что они-то уже развиты, а нам нужно ещё подтягиваться, мы прекрасно отдаём себе отчёт в том, что мы должны освобождать пространство и помочь вам «нарастить мускулы» для дальнейшего развития. Тоже будем это делать в контакте с вами.

Для поддержки наших высокотехнологичных экспортёров и для привлечения капиталов, специалистов мы создаём две новые структуры: это агентство по страхованию экспортных кредитов и специальный фонд для привлечения капиталов в экономику, софинансирования крупных совместных проектов – фонд, который называется Российский фонд прямых инвестиций. Во втором случае мы для его функционирования считаем возможным даже привлечь дополнительно нефтегазовые доходы, что мы считали бы целесообразным вообще отправлять в резервные фонды. Но в данном случае в порядке исключения, имея в виду особую важность этого направления деятельности, в Российский фонд прямых инвестиций мы частично направим и нефтегазовые доходы.

Я готов выслушать все ваши идеи, соображения и предложения. Очень рад вас видеть. Пожалуйста, Александр Николаевич (обращаясь к А.Н.Шохину).

А.Н.Шохин: Во-первых, Владимир Владимирович, я бы хотел поблагодарить Вас и членов Правительства за то, что в такой сложный период – вчера был серьёзный отчёт в Государственной Думе, предстоит сегодня обсуждать сценарные условия развития российской экономики и начинать бюджетный процесс. Рад отметить, что встреча с Вами после Недели российского бизнеса и ежегодного съезда РСПП тоже становится традицией: мы год назад встречались примерно в это же время и в этом же составе. Мы бы хотели, чтобы эта традиция сохранилась.

Мы в рамках Недели российского бизнеса проводим, как правило, несколько конференций (шесть-семь конференций) по ключевым темам нашей повестки дня. И на съезде закрепляем предложения по повестке дня РСПП на текущий год и на трёхлетку. Работаем здесь в том же режиме, что и Правительство — не только текущий год, но и три предстоящих года. И это позволяет нам и замеры делового предпринимательского климата делать, и активно включаться в разработку предложений, которые готовятся и в Думе, и в Правительстве по финансовой, бюджетной, налоговой, экономической политике в целом на следующий год.

Обсуждение состояния делового климата и обсуждение, в том числе на съезде, показало, что состояние делового климата в России далеко не идеально. И руководители ведущих российских компаний как присутствующие здесь, так и регулярно участвующие в наших ежегодных и ежемесячных опросах (мы делаем замер индекса деловой среды) показывают, что это так. Хотя мы фиксируем очень серьёзные положительные изменения за прошедший год, в частности, мы разделяем Вашу позицию о том, что Россия должна стать по-настоящему конкурентоспособной страной в том, что касается и государства, и бизнеса, и социальной сферы, и многое здесь уже сделано и уже делается.

В частности, тот факт, что запущена в прошлом году система оценки регулирующего воздействия, позволил нам учитывать интересы бизнеса по многим вопросам. Более сотни нормативных актов прошли через этот механизм, и хотя перечень вопросов несколько уже, чем нам хотелось, но, тем не менее, с чего-то начинать надо. И нам кажется, что это достаточно эффективно. Наши эксперты, учитывая публичный, открытый характер экспертных групп, обновляющих концепцию 2020, активно работают там и по ключевым направлениям, будь то рынок труда, макроэкономика и так далее. Мы также готовы в этом механизме, так сказать, поучаствовать.

Прошлый год, несмотря на сложности посткризисного периода, подтвердил и достаточную эффективность партнёрства государства и бизнеса в области рынка труда. Программы снижения напряженности на рынке труда, безусловно, доказали свою эффективность, и здесь мы теперь знаем, как на основе реализованных программ и дальше развивать сотрудничество. Нельзя не упомянуть и нашу совместную активную работу в области миграционного законодательства. Здесь и законодательство действительно поменялось, и международные соглашения заключены.

Вы упомянули Таможенный союз и единое экономическое пространство. Здесь действительно очень важно гармонизировать наше национальное законодательство, а не только создавать новое. Имею в виду, что любое отставание национального законодательства ведёт к потере конкурентоспособности российской юрисдикции по сравнению….

Продолжение следует…